Московская область выбирается из долгов и строит планы
И. о. губернатора Московской области Андрей Воробьев подвел в РИА Новости итоги своего полугодового управления этим крайне непростым регионом. Очевидно, что за столь короткий срок полностью войти в дела трудно, но некие первоначальные решения и предложения можно было уже озвучить.
Конечно, полгода назад Воробьев получил не синекуру, а «подарочек» с долгами в 100 миллиардов рублей — именно с таким результатом закончил свое губернаторство Борис Громов. На пике столь расточительной финансовой политики — в 2010 году — долги Московской области достигали 163 млрд рублей и составляли 93% доходов региона. С 1 января 2013 года госдолг области снизился на 40 миллиардов рублей и сейчас составляет «всего» чуть больше 50 млрд рублей — 18, 5% к уровню доходов области. Такая динамика не может не радовать.
За полгода губернаторства Андрей Воробьев объехал почти все районы области, а также крупные города областного подчинения. Итогами таких визитов стали отставки глав ряда городов и районов, а в подмосковном Королёве сити-менеджер и вовсе уволилась накануне приезда Воробьева, не дожидаясь разноса и снятия с должности. Судя по тому что после визита Воробьева ушел в отставку замглавы города по строительству, а ряд скандальных строительных проектов был приостановлен, губернатор выступил в роли «карающего меча». И, кстати, так было не только в Королеве.
Помимо общения с чиновниками, беседы с местными жителями позволили губернатору выявить главные беды Подмосковья: дороги и… все остальное, что накопилось за последние годы работы громовской команды — это и огромный разрыв между зарплатами Москвы и даже ближайшего Подмосковья, и миллионные ежедневные миграции работающего населения из области в Москву утром и в область вечером, и отсутствие работы в дальних районах области, и хаотичная застройка, и… В общем, проблем — выше крыши.
Нужно сказать, что с дорогами область как-то пытается бороться — на ремонт существующих и строительство новых необходимо 60—70 млрд рублей в год, в областном дорожном фонде накапливается 25 млрд, остальные средства должны прийти из федерального бюджета. Сейчас на ремонт тратится около 5 млрд рублей в год, 10 млрд позволили бы снять угрозу ухудшения дорожной сети. Хотя иногда кажется, что ухудшать уже некуда!
Яркий пример — дорожная ситуация вокруг подмосковного Лыткарина, от которого до МКАД менее 10 километров. В город всего 2 въезда — один со стороны Рязанского шоссе, которое стоит в перманентной пробке круглые сутки, второй — по неимоверно разбитой грунтовой дороге, которую в последние 20 лет ни разу не ремонтировали, а сейчас добивают тяжелой техникой с ближайшей стройки! Население Лыткарина — около 100 тысяч человек, Москва — на горизонте, какие еще аргументы нужны для того, чтобы отремонтировать эту «дорогу смерти»? Однако, по нашей информации, в ближайшее время такой ремонт не планируется.
Кстати, о строительстве и ремонте дорог: Андрей Воробьев сообщил, что буквально накануне пресс-конференции на совещании по дорожному строительству было принято решение повысить гарантийный срок строителям дорог с 4 до 5 лет. То есть, теперь в течение не 4, а 5 лет строители будут обязаны устранять все трещины, разрушения и пр. Вроде бы, все в порядке, да вот только от того, что на бумажке поменялись цифры, технологии строительства вряд ли изменятся. Уже выиграны тендеры, обсчитана стоимость строительства, уже прикинули, сколько можно потратить на строительство, а сколько прикарманить — а тут новый гарантийный срок! Очевидно, что при правильном строительстве, с использованием инновационных материалов на дороги, можно давать гарантии и 7, и 10 лет — но сейчас-то кто так строит? И не ляжет ли такое решение дополнительным бременем на добросовестных строителей, которые сейчас будут вынуждены срочно пересчитывать стоимость строительства и закладывать дополнительные расходы? Очень хотелось бы знать, что по этому поводу думают дорожники!
В общем, пока ситуация с дорогами в Подмосковье далека от желаемой. В качестве альтернативы для жителей Подмосковья, добирающихся в Москву, областные власти предлагают легкое наземное метро, которое появится в ближнем Подмосковье к 2015 году. Строить подземное метро нерационально и расточительно, а «легкие» ветки будут подходить к станциям московской подземки. Такая транспортная сеть вполне может разгрузить и забитые шоссе, и переполненные пригородные электрички — хотя, конечно, народа в московском метро существенно прибавится.
Губернатор Борис Громов увлекался строительством спортивных и социальных объектов — именно на них тратились огромные средства. При этом активного открытия новых производств, а тем более технопарков, как-то не наблюдалось. Особенно виден контраст по сравнению с соседней Калужской областью, где на границе с Московской развернулся огромный технопарк «Ворсино». Там сейчас работают десятки предприятий, начиная с «Самсунга» и кончая фармацевтическими компаниями. Под Калугой один за одним открываются автомобильные заводы — «Вольво», «Ситроен», «Форд». Что-то о Московской области такого не было слышно в последние годы. Хотя на вопрос главного редактора нашего журнала Ларисы Поршневой о том, когда в Московскую область придут такие же, как в Калужскую, инвестиции, губернатор Воробьев сказал буквально следующее: «Наши инвестиционные программы гораздо больше, чем калужские. У нас все это есть!». Замечательно, но хотелось бы знать адреса. Правда, по словам Андрея Воробьева, за прошлый год в Подмосковье открылось более 40 цехов или новых производств, а в 2013 году планируется открыть еще 17. Есть площадки для инвесторов в Ступино, Дубне, Наро-Фоминске и в других городах области для развертывания на них высокотехнологичных производств.
Очевидно, что появление новых производств повысит налогооблагаемую базу, хотя и сейчас, по словам Андрея Воробьева, в области темпы сбора налогов больше, чем в целом по России, рост доходов стабилен на уровне 111—114%. Бюджет области постепенно наполняется. Это не может не радовать, тем более что госдолг все-таки надо гасить.
В целом не самая унылая картина складывается в Московской области. Дополнить ее мы попросили президента одной из крупнейших подмосковных компаний — ООО «Старатели» Андрея Петрухина (фото слева):
— К сожалению, мы зачастую не понимаем, как принимаются те или иные решения. С бизнесом, с теми, кто формирует налоговую базу области, никто не советуется. Нам не нужна какая-то конкретная поддержка от власти, нам не нужны деньги, хотелось бы только внимания к нашей работе.
Приведу два примера таких непонятных решений.
Первый — это замораживание, а фактически ликвидация возможности компаний из прибыли оказывать благотворительную помощь нуждающимся. Еще при Громове был принят очень хороший закон, который позволял успешным компаниям 2% от областного налога на прибыль направлять на благотворительность. Закон внедрялся трудно, но постепенно заработал, и благодаря ему появились в городах и районах области пусть немногочисленные, но активно работающие благотворительные фонды. Средства компаний шли на обустройство детских и спортивных площадок, на покупку оборудования для школ, на медицинскую помощь, на образование, на помощь многодетным семьям и прочие проблемы, на которые у властей зачастую не хватает ни денег, ни полномочий. Фактически, за счет этих благотворительных фондов снималась часть социальной напряженности, у людей появилась организация, куда они могут прийти со своими проблемами и получить помощь. И предприятия поняли, что это нужное и правильное дело — в конце концов, все мы работаем среди людей и для людей, и репутация — не пустой звук.
И вот недавно действие этого закона фактически заморожено. Почему? По мнению Андрея Юрьевича Воробьева, деньги фондов расходуются неизвестно на что, из 700 миллионов рублей якобы на цели благотворительности было использовано только 200, а остальные — непонятно где. Но это в принципе невозможно! Каждый фонд отчитывается перед спонсорами за расходы до последней копейки ежемесячно. Более того, эти фонды работают на основе трехстороннего договора с правительством Московской области и часть денег передают в область на областные программы. Как можно обвинять их в растратах и отменять закон? Куда теперь пойдут за помощью многодетные семьи или мамы с больными детьми? Правильно, в муниципалитеты — а там им помочь не смогут. Вот вам и рост социальной напряженности. Кто-нибудь это анализировал, когда принималось решение? Кто-нибудь с бизнесом посоветовался? Нет.
Второй пример — запрет на въезд на МКАД в дневное время большегрузного транспорта. Мера сама по себе правильная — но только никто не подумал, что в Подмосковье есть предприятия с непрерывным циклом производства и им нужно непрерывно же получать сырье и отгружать продукцию. Для таких компаний губернатор в свой приезд в Лыткарино, в рамках заседания Совета директоров предприятий города, что называется, прилюдно пообещал выдать пропуска на транспорт. Мы — одна из таких компаний. И что же? На следующий день мы позвонили в соответствующую структуру правительства области, на что нам ответили: «А пропуска закончились!». Вот такое внимание к производителям. Ну и еще есть непонятные посылы власти, с которыми не знаешь, что делать. Например, губернатор озвучил предложение, чтобы кадры для предприятий готовились по заказу и специализированно для этих же предприятий. Но это нереально — подготовить для каждого предприятия со своей спецификой отдельно взятого электрика или токаря. Нам нужны специалисты с хорошим базовым образованием, а специфике предприятия мы его тут обучим, прямо на производстве. Главное — надо привить студентам желание работать в этой отрасли.
Таков взгляд руководителя одной из 100 крупнейших компаний Подмосковья. Хочется надеяться, что и. о. губернатора Андрей Воробьев, который имеет все шансы 8 сентября избавиться от этой приставки, крепко встал обеими ногами на землю Подмосковья и понял, что в регионе очень мало что решается бумажками и очень многое — людьми, с которыми и предстоит работать.
Лариса ПОРШНЕВА
Фото: Строительство.RU, cars.ru