Рынок металлоконструкций: выигрывают те, кто предлагает бюджетные решения

Ситуацию на российском рынке строительных компонентов и металлоконструкций журналу осветил топ-менеджер компании, входящей в число лидеров рынка

ID:33963746

 

На вопросы журнала отвечает директор бизнеса «Строительные компоненты» компании «Руукки Рус» Роман СЕНАТОРОВ.

 

— Роман Игоревич, какая продукция сегодня относится к сегменту строительных компонентов?

— Это сэндвич-панели, профилированный лист, оцинкованные гнутые профили, фасадные системы. К слову, все перечисленные категории, кроме фасадных систем, мы производим в России. Фасадные системы выпускаются на европейских заводах RUUKKI — в Польше, Финляндии и Эстонии.

 

— Какова ситуация в этом секторе в целом и у вашей компании в частности?

— Сегмент металлоконструкций, как и весь рынок стройматериалов, сейчас переживает непростой период. В целом по рынку строительных металлоконструкций падение составляет, по моим оценкам, где-то 20—25%. В этих условиях многие компании сокращают объемы производства, некоторые вообще уходят с рынка. Я думаю, по итогам этого года закроются еще несколько компаний.

Есть производители, которые задекларировали падение до 50%. Это отражает их способность адаптироваться к нынешней реальности. Те, кто имеет в России локализованное производство, находятся в более защищенном положении.

RUUKKI старается адаптироваться к текущей ситуации. Свои усилия мы направляем на то, чтобы сделать заказчикам максимально конкурентоспособные предложения.

 

— Как отразилось на вашем сегменте ослабление рубля и удорожание импорта?

— Удорожание импорта сказалось достаточно сильно. Например, нас это затронуло в тех категориях продукции, выпуск которых не локализован на нашем предприятии в Калужской области и которые мы поставляем с финских и эстонских заводов RUUKKI.

Большая часть производителей импортной продукции повысили свои цены пропорционально курсу евро. Кто-то частично постарался пожертвовать своей маржой и, чтобы как-то задержаться на рынке, повысил цены нелинейно.

 

— А по какому пути пошли вы?

— На тех позициях, которые у нас не локализованы, мы постарались не играть с ценами, а предложить покупателям и в целом рынку какие-то более бюджетные решения.

Например, у нас есть сверхнизкий профиль для облицовки Т15. Это очень красивый низкий профиль, традиционно использующийся в Северо-Западном регионе, где уже сложилась целая культура его применения.

Так вот, если раньше мы предлагали его с полимерным покрытием PVDF — одним из самых дорогих полимерных покрытий, то сейчас более активно развиваем тот же профиль в покрытии полиэстер. Но даже с покрытием полиэстер этот продукт — настоящий премиум-сегмент. Мы даем на него гарантию 30 лет: такого не предлагает никто. Но все равно это предложение существенно дешевле, чем PVDF.

 

— И как реагирует рынок на этот «бюджетный премиум»?

— Очень даже хорошо реагирует. Сегодня заказчики не готовы переплачивать и считают каждую копейку. А здесь они получают высокое качество и при этом существенно экономят.

 

— Как поделен данный сегмент строительного рынка?

— Рынок достаточно сильно фрагментирован. На нем присутствует очень большое количество игроков: от серьезных производителей до кустарных производств. Тяжелее остальных сегодня тем, чей ассортимент полностью состоит из импортной продукции.

Но, вообще, кризис убирает с рынка неэффективные предприятия, которым не удалось отстроить систему управления запасами, наладить взаимоотношения с поставщиками сырья, предложить интересные условия по ассортименту, и в итоге они не смогли приспособиться к более жесткой конкурентной среде.

В целом за последние год-два, доля импорта, по моей оценке, снизилась до 10% — за счет вынужденного импортозамещения в связи с девальвацией рубля.

 

— Какую долю занимают иностранные производители, в том числе локализованные на территории РФ, а какую — на 100% российские компании?

— 75% рынка занимают чисто российские компании. 15% — зарегистрированные в России компании с участием иностранного капитала. 10% — импортеры.

 

— Откуда поступает импорт?

— На Дальнем Востоке традиционно сильны китайцы и корейцы. В Калининграде определенные позиции удерживают польские производители.

Мы поставляем зарубежную продукцию из Финляндии и Эстонии, а водосточные системы — из Швеции.

 

— Насколько остра конкуренция «иностранцев», которых Вы представляете, с «россиянами» за место под солнцем в рамках тренда на импортозамещение? Кто здесь пока впереди?

— Впереди локальные российские производства. Если говорить про конкуренцию, то конкуренция обострилась, заказчики стали более требовательными, более внимательно относятся к выбору своих поставщиков.

Но я бы не сказал, что конкуренция лежит в области импорта и локального производства. Компании скорее конкурируют уровнем сервиса, качеством продукта. Те компании, у которых есть производство в России, являются более гибкими, могут приспособиться к текущим условиям в плане выбора сырья, оптимизации затрат, снижения таможенной пошлины (ведь, как правило, таможенная пошлина на сырье ниже, чем на готовую продукцию).

 

— Какие антикризисные меры предпринимают сегодня ведущие участники рынка? Какие инструменты приносят максимальный эффект?

— Часть компаний идет по пути снижения цен, но это не всегда дает эффект. Мы со своей стороны используем два традиционных подхода. Первый — сохранение уровня качества, чтобы по-прежнему иметь возможность назначать премиальное ценообразование.

Второй подход — предложение максимально широкого ассортимента, чтобы удовлетворить потребности любого бюджета, с самого «низа» до суперпремиум. Широта ассортимента — сильное конкурентное преимущество.

 

— На чем еще производители экономят в кризис?

— Всегда есть возможность сократить затраты. Кто-то их оптимизирует и ведет, например, работу с поставщиками сырья, получает лучшие условия. Кто-то сокращает прямые затраты в части фонда оплаты труда.

Используется и снижение собственной прибыли. Компании стараются умерить свои аппетиты, понимая, что высокомаржинальные времена прошли, и когда они вернутся, неизвестно.

К слову, улучшения ситуации на рынке в 2016 году я не прогнозирую. Однако если мы сохраним объемы производства, то наша доля вырастет, поскольку сам рынок уменьшается.

 

— Какие продукты сегодня наиболее востребованы на рынке строительных компонентов? Изменились ли запросы потребителей? Как вы на это реагируете? Расскажите о последних новинках в данной сфере.

—  Самой большой товарной категорией в нашем сегменте являются сэндвич-панели. Они были востребованы раньше и будут пользоваться спросом в будущем.

Некоторые компании в кризис идут по пути снижения качества, удешевления комплектующих и сырья. Мы идем по другому пути. Да, мы тоже пытаемся работать с затратами. Но делаем это не за счет снижения качества, а за счет реализации тех технологий, которые позволяют использовать более инновационные продукты.

Например, в этом году представим сэндвич-панель, основной компонент которой будет принципиально новым для российского рынка. Если раньше это была каменная вата, то сейчас это будет другой продукт. Пока не буду его называть.

Мы представим новинку на всех основных строительных выставках. Очень рассчитываем на то, что рынок ее оценит, поскольку здесь речь идет о продукте с более высокими теплотехническими характеристиками, но с чуть более низкой ценой. Это пример того, что у нас называют «работой с качеством».

Уверен, что новый продукт увеличит количество заказов, покупателей и нашу долю рынка.

 

— Чем бизнес-направление RUUKKI «Строительные Компоненты» отличается от аналогичных подразделений основных конкурентов? В чем ваши основные преимущества?

— Наши традиционные преимущества — это качество продукции и надежность компании как поставщика. Сейчас, в кризис, участились случаи, когда поставщики, получая аванс, не выполняют взятые на себя обязательства: срывают сроки, в одностороннем порядке меняют сметы, а некоторые после перечисления денег вообще закрываются (есть и такие случаи).

А наша стабильность обеспечена не только устойчивой российской структурой, но и головной международной компанией: мы часть известного международного холдинга. Сегодня уверенность в поставщике — один из ключевых факторов для заказчика. Никто не хочет в кризис рисковать своими деньгами.

За нами же стоит стабильный, надежный, многолетний брэнд.

Беседу вел Андрей ЧЕРНАКОВ