Строительство в Большой Москве, где предстоит возвести шесть миллионов квадратных метров жилой площади, ведется без генплана
Что
такое «умный город»?
Ответ на этот вопрос эксперты со всей России искали два дня
В пресс-центре РИА Новости,
в Москве, эксперты со всей России два дня – 14-15 ноября – на форуме «Умный
город будущего» обсуждали новые подходы к градостроительству, безопасности,
экологии, жилищной и транспортной инфраструктуре, социальной сфере, утилизации
отходов, водо- и энергоснабжению.
Как выяснилось, понятие «умный город» многие из более 300 участников форума, а
среди них были губернаторы и мэры, главы городов, руководители промышленных
предприятий, представители финансовых институтов и банков, эксперты в области
городского строительства и управления, трактовали по-разному.
Еще до его начала заместитель мэра Москвы по
вопросам экономической политики Андрей Шаронов заявил: «Я считаю, что в будущем
город не станет развиваться в рамках существующих границ, а только в формате
агломерации. И, главное, город будущего должен стать комфортным для всех: для
жителей, для предпринимателей; совершенствование городской среды становится
наиболее актуальным. Для создания таких городов будущего необходимо привлечение
профессиональной экспертизы, использование лучших мировых практик и идей».
Участники форума в принципе были согласны с этим высказыванием. Из
их выступлений можно было понять следующее: «умный город» – это комфортабельное
жилье, а также пешая или транспортная доступность ко всему, без чего невозможно
представить жизнь современного человека (места работы, образовательные,
медицинские и культурные учреждения, досуговые, бытовые, торговые центры и т. п.).
Губернатор
Тамбовской области Олег Бетин включил
в понятие «умного города» решение экологической проблемы и обеспечение
населения собственной экологически чистой сельскохозяйственной продукцией.
Он подчеркнул, что
третья часть всех инвестиций направляется на строительство жилья. Пятый год
подряд в Тамбове вводится по одному квадратному метру на каждого жителя города.
По объемам жилищного строительства удалось превзойти достаточно высокие
показатели советского времени и выйти на шестое место в России.
Областной центр раздвинет свои границы за счет
микрорайона «Новый Тамбов», возникнут поселения-спутники, где будут проживать
около 200 тысяч человек, то есть в целом территория города увеличится почти в
два раза.
Сахалин соединят с материком уже скоро
Заместитель министра
по развитию Дальнего Востока Иван
Благодырь не исключил, что финансирование проектирования строительства
моста между Сахалином и материком может начаться в 2013 году: Комитет
Государственной Думы по транспорту принял решение поддержать просьбу
руководства Сахалинской области о переносе финансирования подготовительных
работ с 2015 на 2013 год.
При этом он подчеркнул, что проекты, подобные этому, могут стимулировать развитие среднего и малого бизнеса, но оценивать их только с точки
зрения окупаемости не стоит. Тем более что главная проблема региона – в
оттоке населения с Дальнего Востока, который связан с низкими зарплатами,
экономическим разрывом с центром и недостаточно развитой инфраструктурой.
Проект строительства железнодорожного мостового перехода «Сахалин – материк» включен
в стратегию развития железнодорожного транспорта России и стратегию
социально-экономического развития Дальнего Востока и Забайкалья
на период до 2025 года. Будет построено 543 километра железной
дороги, соединяющей поселок Селихино Хабаровского края и село Ныш
Сахалинской области. Семнадцать километров пути пройдет через пролив
Невельского. По имеющимся расчетам профильного института РЖД, строительство
будет стоить около 400 миллиардов рублей. Самым привлекательным вариантом,
по данным этого института, является возведение тоннеля. Прогнозный
грузопоток по переходу к 2015 году составит 5 миллионов тонн грузов,
к 2030 году – до 25 миллионов тонн. Транспортные издержки, по
различным расчетам, могут сократиться от
полутора до девяти раз.
На
работу — на «Сапсане»?
Губернатор Тульской области Владимир
Груздев поделился несколько неожиданным проектом превращения Тулы в «умный
город» и решения транспортной проблемы. По его мнению, туляки должны работать в
Москве, где средняя зарплата приближается к 90 тысячам рублей (по данным Андрея Шаронова она не достигает и 50),
а жить в областном центре. Для этого через Тулу надо пустить скоростной поезд
«Сапсан», которым сегодня с удовольствием пользуются жители Владимира. Правда, билет эконом-класса на него стоит порядка 1000 руб., а в бизнес-класс — около
3500 руб. Неудивительно, что большого количества владимирцев, которые горят
желанием воспользоваться этим поездом, пока не наблюдается.
Спальные
районы строить не будут
Как рассказал заместитель мэра Москвы по вопросам
градостроительной политики и строительства Марат
Хуснуллин, одной из главных бед Москвы стала транспортная проблема.
Половина жителей Москвы, а также 2,5 миллиона тех, кто живет за ее пределами,
утром едут в центр, а вечером обратно. Обеспечить такой поток людей транспортом
просто невозможно.
Согласно опросам, которые проводит мэрия, москвичи активно
поддерживают строительство новых дорог. Однако оно чрезвычайно затруднено, что
демонстрируют многочисленные протесты жителей против строительства «северо-западной
хорды». Никто не хочет жить в непосредственной близости от шумной магистрали.
Решения у этого вопроса нет, остается лишь пренебречь интересами меньшинства в
пользу всех жителей города.
Москве необходимо изменить подход и поменять стандарты градостроительной
политики для строительства «умного города будущего», — считает Марат Хуснуллин. И делает вывод:
«Наследие прошлого, вероятно, никогда не позволит сделать Москву в полной мере
«идеальным городом».
Отсутствует пока и внятная градостроительная политика при освоении
новых территорий. Строительство в Большой Москве, где предстоит возвести шесть
миллионов квадратных метров жилой площади, ведется без генплана.
По мнению главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, надо обязательно создавать мастер-план города, а
все проекты пересматривать с точки зрения доступности рабочих мест и объектов
соцкультбыта. Спальные районы в столице, заявил он, больше строиться не будут.
Сергей БАЛАНДИН
Обозреватель журнала «Строительство.RU»
На
снимках:
Профессор высшей школы урбанистики Александр Высоковский
Заместитель мэра Москвы Андрей
Шаронов;
Губернатор Тамбовской области Олег Бетин;
Заместитель министра по развитию Дальнего Востока Иван Благодырь;
Губернатор Тульской области Владимир Груздев;
Заместитель мэра Москвы Марат Хуснуллин;
Главный архитектор Москвы Сергей
Кузнецов.
Фото: Сергей БАЛАНДИН